Карлос Кастанеда. Биография
С благодарностью, к человеку, раскрывшему описание
мира в индейской традиции.
Карлос Cеcар Сальвадор Аранья Кастанеда (Carlos César Salvador Araña Castaneda – оригинальное написание на испанском языке). Вероятные даты рождения: 25 декабря 1925 года, или 1931 год, возможно 1935 год. Родился в Перу, г. Кахамарка. По другим данным в Бразилии, г. Майрипоран. Дата смерти: 27 апреля 1998 года. Карлос Кастанеда — всемирно известный американский писатель и антрополог, обладатель докторской степени по антропологии, этнограф, маг, воин и мистик. Автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и индейской культуре. Как известно, сам Кастанеда пользовался термином «магия», однако, по его мнению, это понятие не полностью передаёт суть того учения, которое передавал ему его учитель Дон Хуан. Традиция к которой относился Дон Хуан связана с линией древних и новых «видящих» — Толтеков, и обозначалась им как – «Путь воина».
«Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу»
Противоречивые биографические данные
Под влиянием своего учителя дона Хуана, Карлос Кастанеда, поставил перед собой цель стереть свою «личную историю» (данная практика является одним из элементов «Пути воина») и в последствии, течение многих лет целенаправленно сохранял в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал стеной тумана свою деятельность. В результате его биография стала объектом достаточно многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий.
На сегодняшний день существует несколько источников сведений о Карлосе Кастанеде:
во-первых, те сведения, которые сам Карлос Кастанеда предоставил в своих книгах, статьях и некоторых интервью;
во-вторых, это разного рода информация из книг и статей в различных СМИ, авторы которых утверждали, что почерпнули сведения из различных источников;
в-третьих, сами документы (частично реально существующие либо вымышленные);
в-четвёртых, это воспоминания людей лично знавших Карлоса Кастанеду либо утверждавших, что знают его.
Также необходимо отметить и позицию самого Карлоса Кастанеды, который в течение многих лет, сознательно не реагировал на все те многочисленные противоречивые публикации в прессе которые касались его жизни, деятельности и даже якобы его смерти. Также необходимо отметить факт, относящийся к практике «стирания личной истории» — запрет Кастанеды на видеосъёмки, фотографирование и использование диктофона во время его интервью и лекций. Карлос объяснял это тем, что, согласно тем знаниям, которые передавал ему дон Хуана, «человек знания» (т. е. воин или маг) должен избегать быть «фиксированным» («статичным»), пусть даже и в видеозаписях или фотографиях, так как суть его противоположна статичности и относится более к «текучести» и «подвижности».
Дата рождения
Одним из традиционно весьма спорных моментов в биографии Кастанеды является его дата рождения.1925 — такой год рождения был предложен журналом «Тайм» в мартовском номере 1973 года. По словам самого Карлоса, вначале он не хотел давать интервью такому крупному журналу, как «Тайм». Однако, дон Хуан, узнав об этом, уговорил его, посчитав подобное действие целесообразным. Впрочем в последствии Кастанеда высказывал недовольство по поводу материалов, опубликованных в этом номере.1931 год, предлагается в качестве вероятного года рождения в некоторых статьях и материалах.
Сам Карлос Кастанеда в некоторых интервью называл датой своего рождения 25 декабря 1935 года, а местом своего рождения — деревню Juquery (с 1948 переименованную в Mairipora) расположенную «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии. Место рождения также вызывает множество вопросов: в частности известна версия, что Карлос Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу — в городе Кахамарка. Сам Кастанеда с иронией прокомментировал опубликованные сведения о своём перуанском происхождении, что они, вероятно, вызваны сильным желанием во что бы то ни стало обнаружить в нём «индейскую кровь». Укажем на тот факт, что в пользу «бразильской» версии может говорить и то, что Кастанеда свободно изъяснялся на португальском языке.
Ранние годы
Как утверждал сам Кастанеда, первоначально его звали Карлос Арана (Carlos Aranha; порт. aranha — паук) (в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию своей матери — Кастанеда, а не отца — Арана).Родился он в обеспеченной семье 25 декабря 1935 года в Сан-Паулу, в Бразилии. В момент его рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца — 17. Впоследствии обстоятельства своего зачатия он описывал, как быстрое совокупление «за дверью». Родители передали его на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда Карлосу будет шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Карлоса умерла, когда ему исполнилось двадцать пять.
В возрасте примерно 10—12 лет, Карлоса Арана отправили в интернат в Буэнос-Айресе, Аргентина. В год его пятнадцатилетия, в 1951 году его отправили в США. По всей видимости, его родственники нашли ему опекунов в Сан-Франциско, у которых он жил, пока не закончил обучение в школе. После получения диплома о среднем образовании, он уехал в Милан учиться в Академии изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему практически не давалось и вскоре он принял решение вернулся в Калифорнию.
В период между 1955 и 1959 годами, Кастанеда посещал различные курсы по журналистике, литературе и психологии в City College в Лос-Анджелесе. В это же самое время он работал помощником у психоаналитика, где в его задачи входило упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, которые были сделаны в ходе терапевтических процедур. Как позднее вспоминал Кастанеда: «Их (записей) будет около четырех тысяч, и при прослушивании рыданий и жалоб пациентов, я обнаружил, что в них отражаются и мои страхи и страдания».
1959 становится годом получения им гражданства США. При подаче документов на гражданство, он берёт себе имя Карлос Кастанеда. Вскоре после этого, Кастанеда принимает решение записаться в Калифорнийский университет, в Лос-Анджелесе и примерно через два года, успешно заканчивает обучение по специальности «Антропология».
В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает официальный брак с Маргарет Раньян, однако уже в июле того же года они расходятся. Их развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года.
В то же время, Карлос Кастанеда остаётся работать при университете, записавшись на продолжение учёбы без перерывов вплоть до 1971 года. В 1968 году, он получает степень магистра за свою первую книгу «Учение дона Хуана», а в 1973 — степень доктора философии по антропологии, за свою третью книгу – «Путешествие в Икстлан».
Журнал «Тайм» в своем мартовском выпуске в 1973 году, публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде.
Впоследствии Кастанеда неоднократно опровергал напечатанные в ней сведения, утверждая, что неверная, с его точки зрения, информация была некорректно представлена в погоне за сенсацией. Итак, по версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сезар Арана Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения будет указано 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а своим гражданством он указал «Перуанское».
Так же, по утверждению «Тайм», отец Карлоса Кастанеды был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Арана Бурунгарай, а его мать, Сюзана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда утверждал, что это имя всего лишь плод фантазии журналиста), умерла, когда Карлосу исполнилось двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе в городе Кахамарка, а затем в 1948 году вместе со своей семьёй переехал в Лиму. Там Кастанеда закончил Национальный Колледж имени св. Девы Марии Гваделупской.
После этого он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. Вероятно, именно авторитет журнала «Тайм» на фоне крайнего недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период, послужил большому распространению данной версии и ее многократному копированию другими изданиями.
Обучение у дона Хуана
Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца яки, мексиканского мага Дона Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь. Вначале, Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, проводил исследования кактуса «Пейот» и именно с этой целью впервые обратился к дону Хуану, который по свидетельствам местных жителей, являлся знатоком растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый.
По утверждению Карлоса Кастанеды, в дальнейшем, дон Хуан, принадлежавший традиции магов (или «Толтеков» в его терминологии), выбрал Кастанеду в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл «Особенной структурой энергетического тела». Как оказалось впоследствии, дон Хуан видел в Карлосе Кастанеде – «Нагваля» или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов-толтеков, к которым принадлежал дон Хуан. Как известно из книг Кастанеды, «магия» толтеков заключалась в частности, в умении изменять восприятие мира, что, согласно учению Толтеков, позволяет кардинально изменить представления о познаваемом и вообще о жизни в целом. То есть это практика расширения человеческого восприятия за границы известные человеку. Окончательной, или финальной целью является так называемое «Сгорание в огне изнутри» — что можно считать достижение иной формы существования в «энергетическом теле».
Обучаясь у Дона Хуана, Кастанеда был убеждён, что он оказался свидетелем и участником совершенно иной системы восприятия мира, в корне отличающейся от европейской (западной). Как известно, в своих поздних работах, Кастанеда выражал недовольство термином «магия», считая его неточным (даже несмотря на то, что этот термин по всей видимости использовался Доном Хуаном для описания традиции Толтеков), поэтому впоследствии в поиске более точного термина Кастанеда заменил его на термин «шаманизм», который так же не достаточно точно отражал дух учения, так как подразумевает знания о взаимодействии больше с миром духов, что является очень малой частью учения Дона Хуана.
Итак, летом 1960 года, планируя написать обширный материал о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. По предложению своего друга, он отправился в путешествие по Юго-Западу США и в городе Ногалес, штат Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана (мага) из племени яки. Вскоре после первой встречи, Кастанеда отправился к дону Хуану в Сонору, Мексика, где в течение нескольких лет с небольшими перерывами, в период с 1961 по 1965 гг., проходил у него обучение. Осенью 1965, в связи с тяжелым психологическим стрессом, Карлос Кастанеда прекратил свое ученичество и вернулся в Лос-Анджелес.
В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало его первую книгу, «Учение Дона Хуана», благодаря которой уже год спустя Кастанеда получил степень магистра. Первая книга сразу же стала бестселлером, так же как и все последующие работы автора. Её многомиллионные тиражи сделали Карлоса Кастанеду миллионером.
В 1968 году Кастанеда принял решение вернуться в Мексику и возобновить обучение у дона Хуана. В 1971 году, результатом его взаимодействия с Доном Хуаном, стала книга «Отдельная реальность», а в 1972 году Карлос Кастанеда опубликовал свою третью книгу «Путешествии в Икстлан», за которую он получает докторскую степень. В третье книге акценты смещаются в сторону практик, направленных на повышение уровня осознания, называемых им «магическими практиками», или «Путем воина». Постепенно Карлос Кастанеда, в рамках практики по стиранию личной истории, начинает окутывает свою личность туманом.
В 1974 году, выходит последняя книга, описывающая непосредственный опыт общения с доном Хуаном Матусом, «Сказки о силе», в которой, дон Хуан уходит из нашего мира, или говоря иначе – «Сгорает в огне изнутри». Во всех последующих книгах Кастанеда описывает со своими воспоминаниями в попытках разобраться в сложной системе мировоззрения дона Хуана.
Поздние годы
В период с 1977 по 1997 г. выходят оставшиеся книги Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1080-х Кастанеда практически полностью отрезал себя от общества, поручив заботы о социальном контакте посредникам. В этот период и до конца своей жизни, считая себя продолжателем магической линии дона Хуана, он вёл активную практику согласно учению Толтеков вместе со своей группой.
В состав группы входили: Флонида Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин и еще несколько человек. С начала 1990-х годов, Карлос Кастанеда начинает вести более открытый образ жизни, читает лекции в Калифорнийском университете, обучает людей сначала бесплатно, в небольших группах, а затем устраивает платные семинары и лекции в США и Мексике.
16 июня 1995 года, Карлос Кастанеда основал свою собственную организацию «Cleargreen», для распространения магических пассов «Тенсегрити», а также в качестве места для встреч, лекций и для решения других задач.
В 1998 году, вышли две последние книги Кастанеды — «Колесо времени» и «Магические пассы». В первой суммируются наиболее важные моменты учения дона Хуана в форме цитат с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по словам Карлоса Кастанеды, он обучился во время своего ученичества у дона Хуана и которую он обозначил заимствованным термином «Тенсегрити».
Смерть Карлоса Кастанеды
Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998 года. Официальная причина его смерти – рак печени. Сообщения в средствах массовой информации появились лишь 18 июня того же года.
Вскоре после его смерти исчезли и другие члены его «партии». Много позже труп, найденный в пустыне, был опознан по ДНК как Патрисия Партин. В фильме снятом каналом BBC, Патрисия Партин являлась приёмной дочерью Карлоса Кастанеды, и в то же время его любовницей.
В настоящее время ученики и последователи Карлоса Кастанеды, продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению «Тенсегрити» по всему миру, в том числе и в России.